Если вы претендуете на серьезную вакансию, вам, скорее всего, придется пройти несколько этапов собеседований, которые сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим подробно каждый из этих этапов.
Этап 1. Кадровое агентство
На сегодняшнем рынке труда кадровые агентства (КА) занимают существенное место. Многие крупные корпорации, особенно иностранные, предпочитают отдавать подбор персонала на аутсорсинг, в КА. Преимущество серьезных КА для работодателей в том, что в агентствах, как правило, рекрутеры делятся на индустриальные или функциональные практики. Т.е., например, консультант агентства подбирает только финансистов или только производственников. Такие рекрутеры хорошо знают свою нишу и могут профессионально оценивать соискателей.
Когда Вы общаетесь с рекрутером кадрового агентства, следует понимать, что консультант работает в строгих рамках, заданных заказчиком. Поэтому его задача, в первую очередь, проверить ваше формальное соответствие должности. Вы должны быть готовы назвать рекрутеру свои зарплатные ожидания, чтобы он мог сверить их с бюджетом заказчика и, при необходимости, скорректировать. Также не следует удивляться дотошным вопросам о вашем опыте в определенных областях, скорее всего, заказчик сделал на них акцент. Если консультант захочет поговорить с вами на иностранном языке – не отказывайтесь. Ваша задача – удовлетворить все требования заказчика-работодателя, которые проверяет консультант КА. К такому собеседованию следует готовиться, исходя из описания вакансии, которое вы получили, и из сведений о работодателе.
Важно постараться выяснить все подробности о следующих этапах интервью. Рекрутер КА на вашей стороне, его задача – закрыть вакансию. И если он пропустит вас через первичный фильтр, то с радостью объяснит вам тонкости дальнейших шагов. При общении с рекрутером КА нужно помнить две вещи.
Во-первых, вам может попасться неопытный консультант, который не знает вашу сферу, задает непрофессиональные вопросы, не может рассказать подробности о вакансии. Здесь не следует реагировать агрессивно или проявлять высокомерие. Ваша задача – пройти этот этап. Поэтому лучше быть доброжелательным, спокойно отвечать на вопросы, делиться информацией. Тогда вы расположите к себе рекрутера и получите адвоката и защитника на следующих шагах.
Во-вторых, постарайтесь подружиться с консультантом. Естественно, мы не говорим о панибратстве. Вам нужно произвести впечатление профессионала, который готов идти на контакт сейчас и в будущем. Тогда, даже если вы не пройдете на текущую вакансию, консультант сможет что-то предложить вам в будущем.
Этап 2. Менеджер по персоналу прямого работодателя (внутренний HR)
Многие соискатели не любят этот этап, ведь приходится отвечать на личные, порой неудобные или даже провокационные вопросы. Чтобы адекватно относиться к этому шагу, нужно понять мотивацию внутренних HR. Их задача – показать нанимающему руководителю не просто профессиональных соискателей, но и людей, которые подойдут конкретно этому начальнику и впишутся в корпоративную культуру компании. Именно поэтому они, в первую очередь, смотрят на ваш психологический портрет. Поэтому не следует проявлять настороженность или закрытость. Общайтесь спокойно, отвечайте доброжелательно даже на самые «глупые» вопросы. Помните, что менеджеры по персоналу порой специально «играют в дурачка» или провоцируют вас, с целью выяснить, насколько вы адекватны и неконфликтны. Особенно это касается собеседований на позиции в сфере продаж, претензионной работы или на руководящие должности.
Возможно, вас попросят пройти тесты или решить какие-то логические задачи. От них ни в коем случае не следует отказываться, ведь для HR это часть бизнес-процесса. При этом, несмотря на психологический анализ вашей личности, рекрутер вполне может задать и углубленные профессиональные вопросы. Причем сделать это внезапно, резко сменив тему. К этому нужно быть готовым.
Когда вас попросят задать свои вопросы, лучше всего узнать подробности о предстоящих задачах, расспросить про структуру компании, ваше место в этой структуре, KPI, которые вам поставят, уточнить другие существенные для вас детали. Также постарайтесь выяснить, кто будет собеседовать вас следующим, к чему нужно быть готовым.
Этап 3. Техническое интервью
Этот этап встречается не всегда, но если вы, например, программист, финансист или инженер, вам, скорее всего, придется его пройти. На данном этапе с вами будут общаться ваши коллеги или нанимающий руководитель, фокус общения будет смещен на ваши прикладные навыки. Вас могут попросить прочитать или написать участок программного кода, дать обратную связь по финансовому отчету, найти ошибку в чертеже, выполнить тест и т. д. Здесь все зависит от ваших профессиональных навыков и соответствия требованиям вакансии.
Этап 4. Собеседование с нанимающим руководителем
Этот шаг – самый главный. К нему следует готовиться наиболее тщательно: узнать все о личности будущего собеседника и его предпочтениях, повторить технические навыки, обозначенные в требованиях вакансии, еще раз освежить в голове информацию о компании и вакансии.
В беседе с потенциальным начальником нужно показать, что вы сможете полностью отвечать за свой участок работы. Особенно это важно, если вы претендуете на руководящую должность. Нанимающий руководитель, как правило, управляет несколькими функциями, на одну из которых он берет вас. В связи с этим он хочет снять с себя ряд проблем, делегируя их вам. И ваша задача – убедить его, что все задачи будут решаться эффективно и в срок. Важно показать не только профессиональные навыки, но и продемонстрировать свою ответственность, зрелость, умение справляться с проблемами и самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
Естественно, важен и личный контакт с будущим руководителем. Помните, что собеседование – это партнерство. Не занимайте позицию просителя. Относитесь к интервью как к деловой встрече, на которой вы продаете свои компетенции и опыт и просите за них адекватное вознаграждение.
Этап 5. Интервью с «большим боссом»
Этот этап случается не всегда, но периодически именно на нем успешные соискатели сходят с дистанции. Чаще всего через этот шаг проходят претенденты на руководящие должности. Как правило, это беседа с начальником вашего начальника, если компания небольшая – это может быть встреча с собственником или генеральным директором.
Первая частая ошибка на этом этапе – расслабление. Вам может показаться, что эта встреча «для галочки», что все важное уже было сказано ранее. Однако часто «большой босс» начинает задавать каверзные и нестандартные вопросы, может копнуть в ваш опыт, причины переходов, глубинные мотивы. Другой сценарий — руководитель начнет разговаривать с вами о стратегических вопросах, о вашем общем видении бизнеса, развития компании, вашей роли в деятельности фирмы. Также будьте готовы к тому, что такая встреча может пройти в неформальной обстановке, например – за ужином или даже в выходной день.
Руководители высокого уровня любят «взгляд сверху». При подготовке к этому этапу постарайтесь прочувствовать деятельность компании в целом, понять ее задачи, цели, способы достижения этих целей. Осознайте вашу будущую роль в этом. Продемонстрируйте понимание бизнес-процессов и общей ситуации на рынке. Естественно, следует показать себя ответственным человеком, способным работать на результат. Помните, что если вы не понравитесь «большому боссу», вы не получите работу, даже если все другие участники процесса будут на вашей стороне.
В завершение несколько общих правил, которые нужно соблюдать, проходя многоэтапное собеседование.
-
Размер ваших зарплатных ожиданий должен быть одинаковым на всех этапах. Особенно на финале, когда вам делают job-offer. Некоторые соискатели, видя интерес к себе, в последний момент повышают размер ожидаемой зарплаты, чем отталкивают от себя работодателя.
-
Если вы идете от кадрового агентства, старайтесь, чтобы именно консультант КА координировал ваше общение с работодателем и давал нужную информацию. Сообщайте консультанту обо всех возникающих проблемах и вопросах. Если общаетесь с работодателем напрямую, вашим координатором должен являться менеджер по персоналу.
-
Если вы проходите собеседования в крупную компанию, промежутки между этапами могут достигать двух недель. В эти периоды старайтесь поддерживать контакт с вашим координатором, будьте в курсе ситуации, но не проявляйте излишнюю настойчивость. Напоминать о себе можно раз в 3-4 дня.
Автор: Илья Гольдовский, партнер, консультант по поиску работы
Обсуждение закрыто.